Фестиваль "Я - исследователь" 2024 года

01.01.2024
В 2024 году прошёл Республиканский фестиваль "Я - исследователь", где наш руководитель, Терешко Анастасия Сергеевна, воспитатель дошкольного образования второй категории и воспитанница старшей группы, Корень Полина, в номинации "Мая Радзiма Беларусь", с темой “Почему у кукол - оберегов нет лица?», получили диплом I степени в районном этапе.

Целью данной исследовательской работы было: Узнать, почему национальные куклы-обереги безликие?

Корень Полина, воспитанница старшей группы, рассказала историю. Однажды у нас в детском саду проходила творческая выставка «Белорусские народные  куклы-обереги». Рассматривая кукол,  я заметила, что одни были из ткани,  другие из соломы или дерева, была даже кукла из теста, но я сразу же обратила внимание на то, что ни у одной из кукол не было лица.

Эта история помогла выдвинуть ей несколько гипотез о том, почему же всё-таки национальные куклы-обереги безликие?

Гипотезы:

  1. Потому что в стародавние времена нечем было нарисовать лицо.
  2. Потому что не умели рисовать.
  3. Это может быть связано с непонятным словом «оберег».

Описание исследовательской работы

Я решила разобраться и обратилась с этим вопросом к  Анастасии Сергеевне. Вот я бы, например, нарисовала такой кукле лицо, но может быть, в давние времена рисовать было нечем?

Вместе мы решили проверить, чем можно рисовать на ткани, дереве, соломе и  бересте (кусочке березовой коры).  Мы взяли лоскут  льняной ткани, ведь чаще куклы-обереги делали именно из льняной ткани, и попробовали нарисовать на нём простым и цветным карандашом, потом  фломастером, восковым мелом, шариковой ручкой, и красками. Мы выяснили, что все они оставляют свой след на ткани. Потом попробовали на кусочке дерева, там лучше всего след оставил фломастер и краски, на соломе и вовсе ничего нарисовать не получилось.

 Но ведь эти куклы начали делать много-много лет назад, когда никаких фломастеров, шариковых ручек и карандашей, наверное, еще не было. Выходит, что раньше вообще не рисовали?

Анастасия Сергеевна рассказала мне, что в давние времена,  люди для того, чтобы приготовить себе еду или согреться от холода, жгли костры. Когда человек попробовал  взять обгоревшею палочку и нарисовать ею линию на камне, то он заметил, что остается след. Тогда люди поняли, что обгоревшей палочкой можно рисовать. А обгоревшая палочка  - это уголек.

Мы попробовали нарисовать угольком на наших заготовках кукол и заметили, что уголь оставляет след и на лоскутке,  на деревянной чурке и на бересте,  а на соломе снова не получилось. Лучше всего получилось на ткани. Только при нашем рисовании уголек рассыпался, и аккуратно нарисовать им не удавалось. Может просто пока не натренировались. Так почему же,  наши предки зная, что углём можно нарисовать кукле лицо, не рисовали его? Может просто не умели рисовать? Боялись, что не получится?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы с Анастасией Сергеевной отправились в библиотеку. Там нам предложили книгу «Беларускае народнае мастацтва». Оттуда мы узнали о том, что с давних времен белорусы занимались декоративно – прикладным искусством. Например: ткачеством, резьбой по дереву, гончарством и многими другими ремеслами. А так же народ занимался художественной росписью  по дереву и ткани. Узнав о таких народных увлечениях, я поняла, что с давних времен народ умел рисовать и еще как! А еще я узнала, что живописные ковры создавались народными мастерами как подарок и как семейный оберег. Опять это странное слово «оберег», может в нем весь секрет?

У меня есть много кукол с которыми я охотно играю. Есть куклы-малыши, есть красивые принцессы в разных нарядах. Я их всех люблю и оберегаю. Но их ведь не называют «оберегами» и лицо у каждой куклы есть. Значит, раньше у кукол было другое значение. Может это они должны  меня оберегать? Или не меня? Я решила задать этот вопрос моей бабушке. Она-то мне и рассказала о том, что давно, когда еще ее бабушка была маленькой девочкой, куклы, или как их еще называли, ляльки, создавали не только для того, чтобы с ними играть. Но они еще и защищали, помогали и исцеляли от болезней. Одним словом оберегали дом, домашних животных или человека от всего плохого. Оберегами могли быть не только куклы, но и вещи, песни или просто слова. Но чаще всего люди делали кукол-обережек. Их было много, и каждая оберегала что-то свое. Например Кукла-пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка и оберегала его от болезней. Кукла Крупеничка  оберегает достаток дома, хранит семью от голода. В основе такой куклы мешочек из мешковины или простой белой ткани, наполненный зерном, собранным в поле. Поэтому Крупеничку делали после сбора урожая. А чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу".

Но главная черта куколок – чистое лицо, без носа, рта и глаз. Потому что, по старинным поверьям, считалось, что "если не нарисовать  лицо, то не вселится ничего злое и плохое  и не принесет человеку вреда".

Вывод: Кукла-оберег без лица считалась предметом без души, то есть не живой. А значит,  она не могла быть ни доброй, ни злой. Если у нее не было глаз, она не могла ни за кем подсматривать, если не было рта, значит не могла никому ничего рассказать. Поэтому такая  кукла была  безвредной.  Вот почему раньше кукол делали безликими.

   Но мне интереснее играть с куклой, у которой есть лицо.   Мне нравится фантазировать и представлять, что кукла живая.