Фестиваль "Я - исследователь"

Фестиваль "Я - исследователь" 2024 года

01.01.2024
В 2024 году прошёл Республиканский фестиваль "Я - исследователь", где наш руководитель, Терешко Анастасия Сергеевна, воспитатель дошкольного образования второй категории и воспитанница старшей группы, Корень Полина, в номинации "Мая Радзiма Беларусь", с темой “Почему у кукол - оберегов нет лица?», получили диплом I степени в районном этапе.
развернуть

Целью данной исследовательской работы было: Узнать, почему национальные куклы-обереги безликие?

Корень Полина, воспитанница старшей группы, рассказала историю. Однажды у нас в детском саду проходила творческая выставка «Белорусские народные  куклы-обереги». Рассматривая кукол,  я заметила, что одни были из ткани,  другие из соломы или дерева, была даже кукла из теста, но я сразу же обратила внимание на то, что ни у одной из кукол не было лица.

Эта история помогла выдвинуть ей несколько гипотез о том, почему же всё-таки национальные куклы-обереги безликие?

Гипотезы:

  1. Потому что в стародавние времена нечем было нарисовать лицо.
  2. Потому что не умели рисовать.
  3. Это может быть связано с непонятным словом «оберег».

Описание исследовательской работы

Я решила разобраться и обратилась с этим вопросом к  Анастасии Сергеевне. Вот я бы, например, нарисовала такой кукле лицо, но может быть, в давние времена рисовать было нечем?

Вместе мы решили проверить, чем можно рисовать на ткани, дереве, соломе и  бересте (кусочке березовой коры).  Мы взяли лоскут  льняной ткани, ведь чаще куклы-обереги делали именно из льняной ткани, и попробовали нарисовать на нём простым и цветным карандашом, потом  фломастером, восковым мелом, шариковой ручкой, и красками. Мы выяснили, что все они оставляют свой след на ткани. Потом попробовали на кусочке дерева, там лучше всего след оставил фломастер и краски, на соломе и вовсе ничего нарисовать не получилось.

 Но ведь эти куклы начали делать много-много лет назад, когда никаких фломастеров, шариковых ручек и карандашей, наверное, еще не было. Выходит, что раньше вообще не рисовали?

Анастасия Сергеевна рассказала мне, что в давние времена,  люди для того, чтобы приготовить себе еду или согреться от холода, жгли костры. Когда человек попробовал  взять обгоревшею палочку и нарисовать ею линию на камне, то он заметил, что остается след. Тогда люди поняли, что обгоревшей палочкой можно рисовать. А обгоревшая палочка  - это уголек.

Мы попробовали нарисовать угольком на наших заготовках кукол и заметили, что уголь оставляет след и на лоскутке,  на деревянной чурке и на бересте,  а на соломе снова не получилось. Лучше всего получилось на ткани. Только при нашем рисовании уголек рассыпался, и аккуратно нарисовать им не удавалось. Может просто пока не натренировались. Так почему же,  наши предки зная, что углём можно нарисовать кукле лицо, не рисовали его? Может просто не умели рисовать? Боялись, что не получится?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы с Анастасией Сергеевной отправились в библиотеку. Там нам предложили книгу «Беларускае народнае мастацтва». Оттуда мы узнали о том, что с давних времен белорусы занимались декоративно – прикладным искусством. Например: ткачеством, резьбой по дереву, гончарством и многими другими ремеслами. А так же народ занимался художественной росписью  по дереву и ткани. Узнав о таких народных увлечениях, я поняла, что с давних времен народ умел рисовать и еще как! А еще я узнала, что живописные ковры создавались народными мастерами как подарок и как семейный оберег. Опять это странное слово «оберег», может в нем весь секрет?

У меня есть много кукол с которыми я охотно играю. Есть куклы-малыши, есть красивые принцессы в разных нарядах. Я их всех люблю и оберегаю. Но их ведь не называют «оберегами» и лицо у каждой куклы есть. Значит, раньше у кукол было другое значение. Может это они должны  меня оберегать? Или не меня? Я решила задать этот вопрос моей бабушке. Она-то мне и рассказала о том, что давно, когда еще ее бабушка была маленькой девочкой, куклы, или как их еще называли, ляльки, создавали не только для того, чтобы с ними играть. Но они еще и защищали, помогали и исцеляли от болезней. Одним словом оберегали дом, домашних животных или человека от всего плохого. Оберегами могли быть не только куклы, но и вещи, песни или просто слова. Но чаще всего люди делали кукол-обережек. Их было много, и каждая оберегала что-то свое. Например Кукла-пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка и оберегала его от болезней. Кукла Крупеничка  оберегает достаток дома, хранит семью от голода. В основе такой куклы мешочек из мешковины или простой белой ткани, наполненный зерном, собранным в поле. Поэтому Крупеничку делали после сбора урожая. А чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу".

Но главная черта куколок – чистое лицо, без носа, рта и глаз. Потому что, по старинным поверьям, считалось, что "если не нарисовать  лицо, то не вселится ничего злое и плохое  и не принесет человеку вреда".

Вывод: Кукла-оберег без лица считалась предметом без души, то есть не живой. А значит,  она не могла быть ни доброй, ни злой. Если у нее не было глаз, она не могла ни за кем подсматривать, если не было рта, значит не могла никому ничего рассказать. Поэтому такая  кукла была  безвредной.  Вот почему раньше кукол делали безликими.

   Но мне интереснее играть с куклой, у которой есть лицо.   Мне нравится фантазировать и представлять, что кукла живая.

  

 

свернуть

Фестиваль "Я - исследователь" 2023 года

01.01.2023
В 2023 году прошёл Республиканский фестиваль "Я - исследователь", где наш руководитель, Терешко Анастасия Сергеевна, воспитатель дошкольного образования второй категории и воспитанник старшей группы, Терешко Тимофей, в номинации "Мая Радзiма Беларусь", с темой "Почему на гербе Республики Беларусь изображены цветы именно льна и клевера?", получили диплом I степени в районном этапе и были участниками фестиваля Минской области.
развернуть

Целью данной исследовательской работы было: Узнать, почему цветы  именно клевера и льна изображены на гербе Республики Беларусь?

Терешко Тимофей, воспитанник старшей группы, рассказал историю, которая помогла выдвинуть ему несколько гипотез о том, почему же всё-таки именно цветы клевера и льна изображены на гербе Республики Беларусь.

Он рассказывал: Сразу я подумал, что  цветы клевера и льна  присутствуют на гербе потому,  что они растут везде и их много на нашей территории.  Я стал вспоминать, где же я видел эти цветочки. Рассматривал фотографии, сделанные летом на природе. И нигде я не увидел этих красивых цветов. Помню, как мы с папой собрали маме букет из ромашек и васильков. На фотографии я держу букетик из люпина и других красивых цветов. Но почему же я не встречал ни розовых цветов клевера, ни голубеньких льна.

Гипотеза. Я думаю, что клевер и лён нарисованы на гербе Республики Беларусь, потому что этих цветов  растёт   очень много на территории нашей страны.

Я спросил у мамы, где растет лен и клевер. И тогда я узнал, что это сельскохозяйственная культура, которая выращивается человеком на полях и лугах. Значит, везде эти цветы расти не могут, потому что если их не посеять,  они и не вырастут. А если их специально выращивают, значит из них потом что-то производят. Но что? 

И тут я вспомнил, что однажды бабушка подарила  мне рубашку, но она мне не очень понравилась, так как была жесткая.  Бабушка сказала, что она льняная, т.е. сшита изо льна. Как можно сшить рубашку из цветочков? Не понимаю.

Гипотеза. Я считаю, что Лён нарисован на гербе Республики Беларусь , потому что из него  производят что-то важное и нужное в Беларуси.

Я попросил бабушку рассказать мне, как такое возможно. Она мне рассказала, что на белорусской земле лен выращивался с древних времен. Для того чтобы лен превратился в рубаху, требовался целый год – от посева до уборки урожая. Сначала люди  его сеяли. Потом лен рос и зацветал теми самыми маленькими голубыми цветочками, которые после опадали, и на их месте появлялись зеленые головки.  Когда головки засыхали, люди лен выдергивали с корнем, вязали в снопики и оставляли  их на поле просохнуть. Когда лен просыхал, у него обмолачивали головки, и обмолоченный лен замачивали в речке. Недели через две вынимали лен из речки, просушивали и мяли, трепали, колотили. Потом люди  лен чесали железным гребнем, пока он не сделается мягким и шелковистым. В каждом доме у хозяйки была прялка. Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити, а из этих ниток на ткацком станке делали ткань из которой потом шили одежду. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. Вот сколько работы нужно было сделать человеку, чтобы нарядиться в красивую льняную рубашку. Сегодня в Беларуси  работает много предприятий по переработке льна, и по изготовлению различных видов одежды. Значит, лен на гербе показывает, какой белорусский народ трудолюбивый.

А что же с клевером? Из него тоже делают одежду?

Гипотеза. Я считаю, что Клевер нарисован на гербе Республики Беларусь , потому что из него  производят что-то важное и нужное в Беларуси.

Когда бабушка рассказывала про клевер, она назвала его «канюшына». От нее я узнал, что это клевер, только на белорусском языке. Я заметил, что белорусское  название  «канюшына» очень похоже на слово конь.  Я  попросил маму рассказать мне, могут ли быть связаны эти слова между собой. Из рассказа я узнал, что в белорусском языке название этому растению дали из-за того, что лошади, которые пасутся на лугу, лучше всего едят клевер.  Для них это самое вкусное угощение. И тут я вспомнил,  что летом в деревне вместе с дедушкой мы кормили клевером и козликов, и маленького зайчика, которого бабушка привезла из леса. А зимой, когда у овечки родились ягнята, я кормил их сеном из клевера. Получается, не только лошади любят клевер.   Дедушка говорил, что клевер служит кормом для многих  домашних животных. А еще летом, на поле с клевером, можно встретить много пчел, ведь клевер отличный медонос. Так что эти цветы любят не только животные, но и полезные насекомые. Значит, эта трава связывает нас с домашними животными, которые потом кормят нас. Дают людям молоко, мед, шерсть.

  Вывод: Теперь   я   понял, почему   клевер и лён изображены на гербе  Республики Беларусь.  Потому что лён “одевает” наш народ, а клевер “кормит” нас. Да, они на самом деле достойны украшать  наш герб.

свернуть

Фестиваль "Я - исследователь" 2022 года

01.01.2022
В 2022 году прошёл Республиканский фестиваль "Я - исследователь", где наш руководитель, Терешко Анастасия Сергеевна, воспитатель дошкольного образования второй категории и воспитанник старшей группы, Шкатуло Дамир, в номинации "Мая Радзiма Беларусь", с темой "Почему зубр считается символом Беларуси", получили диплом I степени в районном этапе и вошли в состав финалистов фестиваля Минской области.
развернуть

Так почему же одним из символов Беларуси является зубр?

Целью работы было: Узнать, почему  одним из символов Республики Беларусь считается зубр.

были выдвинули следующие гипотезы:

1. Зубра считают символом Беларуси, потому что его рисуют на эмблеме хоккейного клуба “Динамо -Минск”.

2. Зубра считают символом Беларуси, потому что на территории нашей страны много скульптур, его изображающих.

3. Зубра считают символом Беларуси, потому что границы нашей страны на карте напоминают силуэт зубра.

4. Зубра считают символом Беларуси, потому что он живет  в национальном  заповеднике “ Беловежская Пуща”, который находится в нашей республике.

В ходе исследовательской работы педагог, Терешко Анасия Сергеевна, и воспитанник старшей группы, Шкатуло Дамир, посещали библиотеку, обращались к электронный ресурсам, исследовали карты других стран, карту Республики Беларусь и исследовали Красную книгу. 

Изучив весь материал, что удалось найти, наш педагог, Терешко Анасия Сергеевна, и юный исследователь, Шкатуло Дамир, пришли к выводу, что зубра по праву можно считать символом Республики Беларусь, потому что в Беларуси имеется заповедник «Беловежская пуща», в котором зубры живут в естественных условиях. В других странах Европы зубры не водятся.

Также данная исследовательская работа была опубликована в журнале "Пралеска" в декабре 2022 года. 

свернуть

"Я - исследователь" 2021 года

01.01.2021
В 2021 году прошёл Республиканский фестиваль "Я - исследователь", где наш руководитель, Дядичкина Наталья Степановна, воспитатель дошкольного образования первой категории и воспитанница старшей группы, Попок Любовь, в номинации "Необычное в обычном", с темой "Почему один шоколад в руке тает, а другой нет", получили диплом I степени в районном этапе и вошли в состав финалистов фестиваля Минской области.
развернуть
1 января, понедельник

Фестиваль "Я - исследователь" 2024 года

подробнее...
1 января, воскресенье

Фестиваль "Я - исследователь" 2023 года

подробнее...
1 января, суббота

Фестиваль "Я - исследователь" 2022 года

подробнее...
1 января, пятница

"Я - исследователь" 2021 года

подробнее...