Консультация "Как уберечь ребёнка от насилия"
«КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ НАСИЛИЯ.
РЕБЁНОК И ЧУЖИЕ ЛЮДИ: ВЕЖЛИВОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ».
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме насилия в отношении детей, повышение уровня психологической грамотности в сфере профилактики и предупреждения насилия над детьми.
Задачи:
- изучить способы, помогающие родителям уберечь ребенка от насилия;
- предоставить пакет рекомендаций для родителей по выработке у детей навыков выхода из угрожающей жизни ситуации.
Методы, используемые при проведении мероприятия: наглядный, практический, словесный.
Тип мероприятия: просвещение.
Подготовительная работа: подготовка буклета для родителей.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проведем час общения «Как уберечь ребенка от насилия. Ребенок и чужие люди: вежливость и осторожность», в ходе которого обсудим актуальные вопросы нашей с вами действительности.
Информационное сообщение о насилии.
Каждый родитель волнуется за своего ребенка. Этот страх увеличивается, когда ребенок становится более самостоятельным: сам ходит в школу и возвращается домой, гуляет во дворе со сверстниками, посещает кружки и секции. Задача родителей в этот период – обезопасить детей от насилия на улице.
При слове «насилие» возникает неприятное чувство внутри. К сожалению, одним из самых распространенных явлений в современном мире становится насилие над детьми. Точно подсчитать количество детей, страдающих от действий взрослых, нельзя. Насилие оказывает разрушительное воздействие на детей. Кроме непосредственного риска для их жизни и физического здоровья, насилие представляет угрозу для эмоционального благополучия детей и их дальнейшего развития.
Чтобы помочь детям избежать насилия, взрослые должны беседовать со своими детьми. Родители должны уметь доступно рассказывать ребенку о правилах безопасности, правильно задавать вопросы и прививать необходимые навыки поведения.
Сегодня мы с вами попробуем определить, что должны знать и уметь наши дети, чтобы избежать беды.
Работа в группах:
- А сейчас, я предлагаю вам поработать в группах и обсудить различные жизненные ситуации, в которых могут оказаться наши дети. Ваша задача определить: опасна данная ситуация или безопасна для ребёнка. Каждая группа должна аргументировать свой ответ.
Предлагаемые ситуации:
- Незнакомый мужчина просит девочку помочь ему открыть дверь...
- В подъезд дома вместе с ребёнком зашел незнакомый мужчина...
- Ваш ребенок остался один дома, в дверь раздался звонок…
- К вашему ребенку подошел незнакомый человек на улице и взял его за руку…
- За вашим ребенком следует незнакомец…
- Вашему ребенку предлагают сесть в машину к незнакомому человеку…
Обсуждение:
- Как определить, является ли ситуация опасной для ребёнка или нет? (Ответы родителей).
А теперь каждая группа выберет одну из ситуаций насилия и разработает стратегию поведения ребенка в данной ситуации, которая позволит избежать насилия.
Вопрос для обсуждения:
- Есть ли универсальные способы, которые можно рекомендовать всем детям при любых ситуациях? (Обмен мнений).
Информационное сообщение о проблеме насилия в отношении детей.
В настоящее время во многих странах разработаны различные программы по профилактике насилия в отношении детей. Например, в Израиле существует известная каждому ребенку инструкция, состоящая из трех слов: «Нет – беги – расскажи». Это значит, что при любом действии или просьбе взрослого, вызывающих смущение у ребенка, он должен сказать «нет», побежать к другому взрослому, которому доверяет, и рассказать о том, что кто-то ведет себя неподобающим образом.
Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда родители слышат устрашающие сообщения в новостях и, подогреваемые собственным страхом, принимают самое серьезное выражение лица и зовут детей на беседу. Хотя это не всегда приносит вред, но это не самый лучший способ помочь детям овладеть стратегией предупреждения насилия.
Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Такие ситуации можно назвать «подходящими моментами». Для обсуждения темы насилия родители могут начать со своими детьми краткие и многообещающие беседы, используя мультфильмы и другие детские телевизионные программы. Когда какого-нибудь из героев мультфильма бьют или в другой программе показывают пострадавшего ребенка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это – первый урок, который должны усвоить дети.
Как найти подходящие слова?
Родителей может также беспокоить, что им приходится использовать серьезные и пугающие выражения при обсуждении навыков безопасности. На самом деле нужно действовать наоборот. Слова подбираются, исходя из «низкой доли страха» в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком. Вместо слов «изнасилование», «сексуальное насилие» лучше использовать слова «безопасное и небезопасное прикосновение», причем они охватывают не одно, а несколько насильственных действий.
Прежде чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре с детьми. Согласованность поможет избежать недоразумений.
Родители должны без всякого стеснения называть анатомические части тела. Многие дети, испытавшие насилие, не рассказали своим родителям об этом потому, что они не знали, какими словами выразить то, что произошло с ними.
Чтобы повысить уверенность ребенка в себе и уменьшить чувство страха, лучше всего сосредоточить разговор на том, что ребенок может сделать в неприятной ситуации. Родители могут рассказать о навыках безопасности, необходимых для того, чтобы избежать насилия, точно так же, как они рассказывают о мерах безопасности при переходе улицы. Беседуя о том, как правильно переходить улицу, мы учим ребенка безопасному поведению на дороге, а не тому, что может сделать с ним машина. Эту логику можно использовать в беседах о том, как избежать насилия. К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запоминает эти страшные истории, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия. Помните о том, что надо сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.
Уверенность в себе играет большую роль в нашей способности сделать что-либо. Когда мы верим, что мы можем что-то сделать, тогда мы на пути к успеху. Так же верно и обратное. Когда мы считаем, что не сможем сделать что-либо, тогда, зачастую, мы даже не предпринимаем никакой попытки. Дети, как и взрослые, должны поверить в свои способности. Родители могут помочь детям в развитии важного чувства самооценки разными путями.
После беседы о безопасности скажите своему ребенку о том, что вы уверены в том, что он будет помнить о навыках безопасности, находясь дома, в школе или на улице. Дайте понять своему ребенку, обняв его, показав гордость своим голосом и словами, которые вы скажете, что вы верите в него и его способности.
Родителям важно знать: как правило, преступники – прекрасные психологи, способные придумать различные уловки для того, чтобы завлечь ребенка. Надо помнить о том, что особенно уязвимы дети, чувствующие себя нелюбимыми, отверженными или страдающие от насилия в семье. Они могут стать легкой добычей для злоумышленников, которые оказывают ребенку повышенное внимание.
Одной из самых эффективных приманок похитителей является просьба о помощи, поэтому ребенку нужно объяснить, что взрослые должны искать помощи только у взрослых, а не у детей. И еще ребенку следует знать: гораздо менее опасно самому обратиться за помощью к незнакомому человеку, чем принять ее от него.
Для безопасности ребенка важны доверительные отношения в семье. Доверительные отношения в семье дают возможность открыто и честно обсуждать с ребенком различные проблемы. При таких отношениях у ребенка формируется своеобразная «подушка эмоциональной безопасности», которая позволяет обратиться к родителю в любое время и с любым вопросом.
В каждой семье есть негласные правила, касающиеся того, что можно обсуждать, а что – нет. Причем иногда под запретом находится не тема разговора, а возможность проявления ненависти, зависти, злости.
В таких «эмоционально зажатых» семьях детям трудно чувствовать себя полностью защищенными, и в случае возникновения опасности они вряд ли поделятся с родителями своими бедами и секретами. Очень важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства, и, самое главное, – чтобы ему разрешали это делать.
Родителям нужно чаще разговаривать с ребенком о том, что с ним происходит на улице, с кем он гуляет и общается; спрашивать, что интересного случилось по дороге в школу или из школы.
О чем должен знать ребенок для своей безопасности
Для того, чтобы предупредить возникновение опасных ситуаций на улице, родителям следует дать ребенку определенные знания и закрепить их в упражнениях, задавая нужные вопросы, например:
- «Кто такой незнакомец?» («незнакомец» – человек, которого ты не знаешь);
- «Кто такие опасный незнакомец и безопасный незнакомец?» («опасный незнакомец» – человек, который подходит к ребенку, заговаривает с ним или просит помочь в чем-нибудь; «безопасный незнакомец» – милиционер, кассир, продавец магазина, охранник, военнослужащий или тот взрослый, к которому ребенок обращается сам);
- «Что такое опасное и безопасное место?» («безопасное место» – хорошо просматривающееся и людное общественное место, например, аптека, почта, библиотека, банк, иное учреждение; «опасное место» – подворотня, стройка, места, поросшие густым кустарником, подвал, пустырь, темный двор и т. п.);
- «Что такое опасное и безопасное время суток?» («безопасное время суток» – светлое время суток, т.е., утро и день; «опасное время суток» – вечер и ночь).
Как научить ребенка обращаться за помощью к взрослым:
Ребенка необходимо научить проявлять настойчивость в поисках помощи: если первый человек, к которому он обратился, не проявит должного внимания к просьбе, то второй или третий наверняка помогут. Родителям следует сказать ребенку: «В жизни бывают разные ситуации. Помни о том, что, если тебе потребуется помощь, ты можешь обращаться к взрослым до тех пор, пока не найдешь человека, который тебе поможет».
Часто ребенок не хочет обращаться за помощью, боясь, что его назовут ябедой. Обязательно надо объяснить ему разницу между понятиями «ябеда» и «просьба о помощи»: ябедой является тот, кто, рассказывая о ситуации, хочет, что бы кого-то наказали, отругали. Если же ребенок рассказывает о случившемся, ожидая помощи и поддержки, то он – не ябеда. Родители могут сказать, например: «Когда ребенок хочет, чтобы ему помогли, и обращается за поддержкой к взрослому человеку, его нельзя назвать ябедой. Ведь он ищет помощи для себя, а не наказания для других».
Как родителям обучать ребенка правилам безопасного поведения:
- Используя свой опыт, поделитесь, как вы обучаете своих детей основам безопасного поведения (ответы родителей).
Родителям необходимо сказать ребенку о его праве говорить «нет», например: «Ты имеешь право сказать взрослому человеку «нет» в тех случаях, когда находишься на улице» или «Я хочу, чтобы ты знал, что имеешь право говорить взрослому человеку «нет» в ответ на его просьбу познакомиться, куда-то пойти вместе, показать ему дорогу или оказать другую помощь. Помни, что взрослый человек должен обращаться за помощью к взрослым, а не к детям».
Следует объяснить детям, что иногда в общении со взрослыми людьми могут возникать ситуации, которые пугают и тревожат ребенка. Тогда он должен смело сказать «нет», уйти и обязательно рассказать о случившемся человеку, которому доверяет.
Кроме того, следует научить детей отличать ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку: например, во дворе, где много других людей, или если старушка подошла к песочнице и попросила набрать песка для котенка. Будет полезным «проиграть» с ребенком множество таких ситуаций, чтобы он учился разделять их на опасные и безопасные, понимал, в каких стоит сказать «нет», а в каких – помочь незнакомому взрослому.
Также очень важно сформировать у ребенка модель безопасного поведения при общении со знакомыми людьми. Основное правило, которым должен руководствоваться ребенок: «Ничего не должно происходить без ведома родителей». Это значит, если даже хорошо знакомый человек или родственник что-то предлагает ребенку, родителей обязательно нужно поставить в известность. Договоритесь с ребенком, что он всегда будет согласовывать с вами по телефону или лично любое предложение от любого знакомого взрослого прежде, чем примет его.
Вопросы, которые родители могут задать ребенку для проверки его знаний о безопасном поведении:
Родители могут придумать вопросы для того, чтобы проверить, хорошо ли их ребенок знает правила безопасного поведения на улице. Задавать вопросы лучше всего в игровой форме. Например, можно сказать ребенку: «Давай поиграем в игру «Что, если…», а потом описать ему какую-либо потенциально опасную ситуацию.
Можно также использовать следующие вопросы:
- Как ты думаешь, можно ли считать знакомым взрослого человека, которого ты раньше не видел, но который подошел к тебе и назвал тебя по имени?
- Как ты думаешь, можно ли давать незнакомцам номер своего мобильного телефона?
- Что ты будешь делать, если взрослый человек попросит у тебя номер мобильного телефона кого-либо из родителей?
- Как ты думаешь, можно ли говорить незнакомцам адрес, номер телефона, свое имя и имена родителей?
- Можно ли уходить со двора без разрешения родителей?
- Как ты считаешь, легко ли отказать взрослому человеку, сказать ему «нет»?
- Как ты думаешь, какие чувства испытывает ребенок, когда ему предлагают посмотреть новые компьютерные игры?
- Легко ли сказать «нет», когда очень хочется получить игрушку в подарок?
- Даже если тебе очень интересно и очень хочется пойти с незнакомцем, какие правила надо помнить?
- Что ты будешь делать, если незнакомый взрослый человек попросит тебя помочь (например, показать, где находится поликлиника)?
- К кому взрослый человек должен обратиться за помощью?
- Можно ли садиться в машину к незнакомому человеку?
- Могут ли родители просить незнакомца подвезти ребенка?
- Как ты думаешь, когда можно садиться в машину к знакомому человеку? (Только с родителями или с их разрешения, по предварительной договоренности с ребенком).
- Что делают родители, если они просят своих знакомых подвезти ребенка?
- Взрослый сказал: «Это будет наш с тобой секрет». Как ты думаешь, это плохой или хороший секрет?
- Какие хорошие секреты ты знаешь?
- Как надо говорить слово «нет» (громко и уверенно)? Попробуй так сказать.
Родителям необходимо понимать, что они не смогут всегда полностью контролировать поступки своих детей. Но они способны поддержать ребенка в трудную минуту, помочь ему в решении проблем и научить защищать себя от возможных опасностей.
Больше доверяйте себе, своей интуиции, опыту и родительским чувствам. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы; никто не может сделать для него больше, чем вы. Однако не пытайтесь быть идеальным родителем, не требуйте от себя всего и сразу, просто будьте рядом с ребенком и в хорошие, и в плохие минуты. Если сейчас ребенок чего-то не знает, или не хочет, или не может, это вовсе не означает, что так будет всегда. Дети растут и меняются, порой до неузнаваемости. Важно, чтобы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему, между ним и родителями сохранились доверительные отношения.
10 правил, которые нужно запомнить детям:
- Если ко мне подойдет незнакомый взрослый человек и попросит помочь ему, я имею право отказаться, потому что взрослые люди должны обращаться за помощью только к взрослым, а не к детям.
- Я рассказываю своим родителям обо всем, что со мной происходит. У меня нет от них секретов.
- Я не говорю незнакомым людям свое имя, адрес и номер телефона.
- Я никуда не ухожу без разрешения родителей.
- Если незнакомый взрослый предлагает мне «что-то очень интересное», или угощение, или подарок, я громко и уверенно говорю «нет», даже если мне очень хочется согласиться.
- Если кто-то незнакомый предлагает мне сесть в машину, я громко и твердо говорю «нет» и рассказываю об этом своим родителям или учительнице.
- Я не подхожу к чужой машине ближе, чем на три больших шага.
- Если кто-то хочет сфотографировать меня, я спрашиваю разрешения у родителей или у своей учительницы.
- Я никому не открываю двери, если я один (одна) дома.
- Я сразу кладу трубку, если слышу по телефону угрозы или нехорошие слова, и обязательно рассказываю об этом родителям.
Эффективные навыки безопасности не появятся в одночасье. Полученные навыки и информацию необходимо закреплять. Детям, как и взрослым, необходимо напоминание. В таком случае ребенок всегда будет помнить о полученной информации, если ему придется ею воспользоваться. Дети усваивают и хранят информацию по-разному, в зависимости от возраста и стадии развития. Родителям нужно постоянно говорить детям о предупреждении насилия, пока они растят ребенка.
Рефлексия.
- Что было для вас важным?
- Оправдались ли ваши ожидания?
Завершение.
Каждый из нас взрослых должен понять для себя главное: в цивилизованном обществе чужих детей не бывает. Ибо все они – наши дети. Наше будущее, наши надежды и чаяния. И никто не сможет защитить их лучше, чем мы сами. Желаем вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому.Приложение 1.
Приложение 1.
Предлагаемые ситуации:
- Незнакомый мужчина просит девочку помочь ему открыть дверь...
- В подъезд дома вместе с ребёнком зашел незнакомый мужчина...
- Ваш ребенок остался один дома, в дверь раздался звонок…
- К вашему ребенку подошел незнакомый человек на улице и взял его за руку…
- За вашим ребенком следует незнакомец…
- Вашему ребенку предлагают сесть в машину к незнакомому человеку…