Консультация для родителей «Приобщение детей к труду в
условиях семейного воспитания».
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье закладываются основы трудового воспитания.
В дошкольном возрасте выделяют четыре вида труда.
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Самообслуживание – формирование культурно гигиенических навыков самостоятельного приёма пищи, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены. (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения
и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.
Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:
- Постоянно совершать эти действия
- Следить за выполнением трудовых процессов
- Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности.
Приобщайте ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
Закрепите за ребёнком постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию.
Не торопите, не подгоняте ребенка, умете ждать, пока он завершит работу сам;
Предложите своемумалышу поиграть в игру со шнуровкой или совместно подготовить одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.
Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту например (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Обратите внимание, наблюдает ли ребёнок за мамой на кухне,для того что бы получить навык и перенести его в игру, ведь , девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, вы воспитываете привычку работать, а вместе с ним приучаете заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Наберитесь терпения. Будьте готовы к тому, что совместное приготовление супа может растянуться на полдня. А после мытья полов одежду ребенка придется менять. Да, сделать все самому, конечно, проще, но тогда вопрос: каким вы хотите вырастить своего ребенка?
Хвалите ребёнка за каждые действия , поощряйте, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный;
Контролируйте все действия ребёнка и при необходимости поправляйте его, тем самым показывая правильность выполнения работы;
Не наказывайте ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
Не давайте ребенку непосильных поручений, но поручайте работу с достаточной нагрузкой;
Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
Предложите своему ребёнку потрудится на улице: ведь зимой он охотно поможет вам расчистить дорожки от снега, осенью поможет вам граблями сгребсти опавшую листву, летом он найдёт сорняк в огороде вместе с вами а весной он с удовольствием посадит зелень на подоконнике и будет за ней ухаживать и наблюдать.
Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье;
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не припятствуйте;
Учите ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
Не забывайте благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
Ручной труд – «Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков.» « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)
Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус.
Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. В домашних условиях предложите ребёнку из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой.Различные поделки из пластилина и глины. Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.
Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов (ножницы с фигурными краями, дыроколы вырезающие готовые цветочки, листочки, фигурки и т.д.) можно сделать заготовки для аппликаций.
Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересованность детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других. Вы только подумайте, с какой любовью и трепетом ребёнок будет делать поделку или открытку, знав, что подарит её потом родному человеку. Предложите своему ребёнку в преддверии любого праздника изготовить оформление и декор.
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду;
Родители должны показывать достойный пример своим детям.
Советы родителям по трудоваму воспитанию дошкольников:
- Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
- Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей — это главное занятие
- С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
- Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
- Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
- Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых.
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех
Осознание своей умелости и
Значимости выполняемой
Работы, возможность
Доставлять радость другим»
В.А.Сухомлинский.